Супервизия траектории профессиональной карьеры психолога практика

Автор: А.А. Теньков

123

В этой статье я рассмотрю профессиональное становление психолога и супервизию как необходимое средство этого процесса. Практика супервизирования была разработана для подготовки психоаналитиков и поддержания профессионального стандарта деятельности в период становления психоанализа как независимого от медицины вид практики. Затем супервизия вошла в стандарты подготовки во всех направлениях немедицинской психотерапии, а позже распространилась и на многие другие сферы профессиональной деятельности. Дж. Р. Леддик даёт следующее определение супервизии:«Современная супервизия включает использование прямого наблюдения для обеспечения обратной связи обучающихся и систематическую комбинацию моделирования, дидактического тренинга навыков и консультирования. Супервизор разрабатывает индивидуализированный план роста каждого проходящего подготовку терапевта — в направлении от тревожной амбивалентности к автономной коллегиальности». (1) В этом определении задан вектор профессионального развития терапевта «от тревожной амбивалентности к автономной коллегиальности» и обозначены методы этого развития.

Тревожная амбивалентность – это эмоциональное состояние, характеризующаяся двойственностью переживаний и противоречивостью чувств. Специалист, начинающий самостоятельную деятельность на границе культур и социальных групп должен следовать различным и несогласованным системам норм и правил. Маргинальный характер деятельности психолога в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, обороны, чрезвычайных ситуаций, в политике и бизнесе вряд ли вызовет дискуссию. Специалист в организации должен проявлять лояльность ценностям и нормам, институализирующим эту систему, и в то же время руководствоваться кодексом профессиональной этики и поведения. Корпоративная культура организации характеризуется сочетанием декларируемых ценностей, норм и правил с имплицитными принципами, зачастую не декларируемыми и неосознанными, тем, что можно назвать сакральным знанием организации. Встроиться в корпоративную культуру и при этом сохранить профессиональную идентичность задача сложная постоянные поиски её решения порождают состояние тревожной амбивалентности. Профессия психолога практика маргинальна, реализуется ли она в формальных организациях или в частной практике. Предположение о маргинальном характере частной практики кажется неожиданным. В своём кабинете психолог «работает сидя», то есть определяет самостоятельно границы отношений с клиентом, контролирует сеттинг, перенос и контрперенос. Организация частной практики требует от психолога самостоятельно регулировать отношения не только с клиентом, но и встречаться с разнообразными, часто непредсказуемыми ожиданиями различных социальных групп и организаций. Постоянный поиск баланса интересов, маргинальность психологических услуг порождают тревожную амбивалентность и у психолога в частной практике. Таким образом, можно предположить, что закономерности становления профессиональной идентичности психолога имеют как много общего, так и существенно отличаются в различных областях психологической практики. Формирование профессиональной идентичности, построение траектории профессиональной карьеры предполагает преодоление тревожной амбивалентности и формирование автономной коллегиальности. Автономную коллегиальность я понимаю как гармоничное сочетание уникальности профессионала способного самостоятельно решать практические задачи с навыками командного игрока готового к кооперации и сотрудничеству с коллегами. В идеале специалист организует свою работу в союзе лиц, объединённых общей профессией, принимающих собственные сходства и различия, готовых к участию в профессиональном разделении труда, построению профессиональной иерархии. В форме коллегии как саморегулируемой организации психологов.

Построение траектории профессиональной карьеры и место в ней процесса супервизирования.

Первый этап в профессиональной карьере — образование по специальности, позволяющее получить разнообразные знания и интегрировать их в образ будущей профессии. Развиваются способность и навыки самостоятельно реализовывать весь цикл обучения. Навыки работы в группе преподаются скорее факультативно, студенческих научных обществах, в самодеятельности и других формах ненормативной активности. На этом этапе наиболее адекватна супервизия индивидуальных планов обучения оказываемая методистом по составлению учебных планов, формам и методам обучения, интеграции полученных знаний. Супервизия должна позволить сформировать индивидуальный стиль деятельности как уникальное сочетание способностей и способов их реализации, критерии профессионального успеха. Конечно профессии исследователя, преподавателя, консультанта, тренера существенно различаются по содержанию, но имеют нечто общее. Общим является индивидуалистический характер деятельности психолога, формирующий образ героического профессионала или «кустаря — одиночки без мотора». Подтверждают готовность и право заниматься профессиональной деятельностью дипломы и сертификаты. На этом этапе психолог получает опыт взаимодействия с методистом — супервизором.

Следующий этап профессиональной карьеры — включение молодого специалиста в профессиональное сообщество, первичная профессиональная социализация. Молодой специалист принимает участие в профессиональном разделении труда в рамках той или иной системы. Он применяет и принимает те или иные способы вхождения в коллектив, знакомится с методами координации и контроля в коллективе. На этом этапе супервизор выполняет функции инструктора по ориентации в профессиональной корпоративной культуре, обучает ролевым моделям отношений с клиентами и коллегами, знакомит с критериями профессиональной успешности, организационными и правовыми рамками деятельности, культурными особенностями. На этом этапе молодой специалист учится коллегиальности и сотрудничеству, технологии профессиональной деятельности помогает супервизор — тренер по дидактическому тренингу навыков консультирования и супервизор — эксперт по проблемам клиента. На этом этапе в резюме появляются записи о работе в престижных компаниях, членстве в профессиональных объединениях и ассоциациях. Профессионал поучает опыт взаимодействия с супервизором – наставником.

Третий этап – это этап регулярной деятельности, профессионального мастерства, этап достижения успеха и признания коллег. На этом этапе специалист получает удовлетворение от реализации своей мечты и наслаждается регулярной деятельностью. Это время достижений, получения званий и призов, собирания трофеев. Время переживания успеха, критерии которого заложены в моделях профессиональной деятельности сформированных ранее. Условно можно обозначить два подхода к определению успешности профессиональной деятельности. Распространённым является нормативный подход предполагающий наличие правильной, идеальной модели деятельности, успех определяется степенью соответствия нормам и ценностям данной модели. Психолог будет стремиться к идеалу, супервизор будет его поддерживать в этом стремлении, проводя сравнение с образцом. Движение к идеалу бесконечно и не позволяет пережить радость успеха, что может вести к эмоциональному истощению и вносить вклад в формирование синдрома профессионального сгорания. При альтернативном подходе успех профессиональной деятельности определяется точностью действий приносящих желаемый эффект. Цели деятельности самостоятельно определяет специалист в диалоге с заказчиком и клиентом. При таком подходе супервизор помогает фокусировать цель, выбрать время и точку приложения усилий. Помогает профессионалу опираться на собственный опыт и использовать ресурсы среды, гордиться собственными достижениями и получать признание от коллег. Такого рода супервизия является эффективной профилактикой СПС. Автономная коллегиальность и есть состояние зрелого профессионала, работающего устойчиво и продуктивно.

Намеченная нами траектория профессиональной карьеры и её супервизионное сопровождение могут служить ориентировочной основой для проведения конкретной супервизии.

  1. Психологическая энциклопедия. 2-е издание. Под редакцией Р.Корсини и А.Ауэрбаха. Питер, 2003 год.

Читать другие статьи…

В нашем центре вы можете выбрать следующих специалистов для супервизии:

Боброва Ирина Владимировна - 1000 руб. (1 час).
Теньков Александр Александрович - 1500 руб. (1 час).
Кононыхина Вероника Вячеславовна - 800 руб. (1 час).

 

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение