Возрастные кризисы
Этапы, когда в жизни человека происходят психические изменения, когда старые способы поведения устарели и уже не работают, а новые еще не сформировались, называют возрастными кризисами. В эти моменты жизнь ребенка или взрослого человека трансформируется. Может часто меняться настроение, быстро наступать утомление, появляются трудности в общении с другими людьми, все перестает быть простым и понятным.
На каких возрастных этапах случаются кризисы?
- сразу после рождения (новорожденный),
- 1 год,
- 3 года,
- 7 лет,
- в переходном возрасте (11-15 лет),
- 17-20 лет,
- 30 лет,
- 40-45 лет,
- после ухода на пенсию.
Кризис новорожденности – это адаптация ребенка к новым условиям жизни. 9 месяцев ребенок провел в комфортных и безопасных условиях в утробе матери. С рождения начался новый этап, младенец привыкает к новой жизни.
Кризис 1 года. Малыш научился ходить, у него появились новые возможности исследования мира, он хочет сам изучить каждый кусочек мира. На этом этапе у ребенка даже формируется «своя» речь, она уже чем-то напоминает взрослую.
Кризис 3 лет. У малыша рождается свое «Я». Внешне это может проявляться упрямством, строптивостью, перепадами настроения, нежеланием выполнять родительские требования. Он часто может делать все наоборот. У ребенка появляется тенденция к самостоятельности: «Я сам!». Малыш учится вести себя вопреки своим желаниям.
Кризис 7 лет. Начинается школьная жизнь. Малыш взрослеет и становится учеником, что приводит к переосмыслению ценностей. После завершения кризиса ребенок осознаннее относится к себе, управляет своими чувствами.
Переходный возраст (11-15 лет). На этом этапе у подростка половое созревание. Тело, мироощущение, настроение меняется очень быстро. Формируется новый образ своего физического и психологического «Я». Этот кризис направлен на освоение социального пространства – пространства человеческих взаимоотношений. Ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Учеба уходит на задний план. Подростку важно казаться взрослым (одежда, косметика, вредные привычки). Но брать взрослую ответственность он не хочет. А вырастет он тогда, когда помимо внешних атрибутов взрослости примет и внутренние (баланс свободы и ответственности).
Кризис 17-20 лет. Это рубеж взрослой жизни. Часто связан с окончанием школы и началом нового этапа (учеба в Вузе, работа или армия). В связи с этим может повышаться эмоциональная напряженность, меняться ориентиры в жизни. Много тревог и размышлений о будущем. Человек определяется, кем он будет профессионально и личностно.
Кризис 30 лет. На этом этапе возникает перелом, переосмысление целей и задач. Человек задумается о том, в правильном ли направлении он движется. Возникают мысли о смысле жизни.
Кризис 40-45 лет. Еще один рубеж. Похож на кризис 30 лет. Переосмысление жизненных задач (профессия, семья).
Кризис, связанный с уходом на пенсию. Человек может переживать состояние ненужности, задумываться о смерти. Поиск новых смыслов и ориентиров.
Можно сказать, что кризисные периоды сопровождают человека на протяжении всей жизни. У каждого они проходят по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей и социальных факторов. По окончании «трудных» периодов у человека появляется новый способ поведения, с помощью которого он может конструктивно и гармонично взаимодействовать с окружающим миром.
Оставить комментарий