Супервизия в профессиональном становлении психолога практика
Дж.Р. Леддик в психологической энциклопедии под редакцией Р. Корсини и А. Ауэрбаха даёт следующее определение супервизии. «Современная супервизия включает использование прямого наблюдения для обеспечения обратной связи обучающихся и систематическую комбинацию моделирования, дидактического тренинга навыков и консультирования. Супервизор разрабатывает индивидуализированный план роста каждого проходящего подготовку терапевта — в направлении от тревожной амбивалентности к автономной коллегиальности». В этом определении речь идёт о психологе, проходящем подготовку в области психотерапии, но оно может быть применимо и к психологам, работающим в других сферах.
Рассмотрим это определение подробно. Заданный вектор профессионального развития «от тревожной амбивалентности к автономной коллегиальности» представляется интересным. Эмоциональное состояние начинающего специалиста — тревожная амбивалентность, двойственность переживаний и противоречивость чувств. Это связано с тем, что профессиональная деятельность психолога характеризуется маргинальностью, поскольку осуществляется на границе социальных групп и корпоративных культур, регулируется несовпадающими, а нередко и противоречивыми системами норм и правил. Специалист в организации должен проявлять лояльность ценностям и нормам институализирующим эту систему, и в то же время руководствоваться кодексом профессиональной этики и поведения. Корпоративная культура организации характеризуется сочетанием декларируемых ценностей, норм и правил с имплицитными принципами, зачастую не декларируемыми и неосознанными, тем, что можно назвать «сакральным знанием организации». Встроиться в корпоративную культуру и при этом сохранить профессиональную идентичность задача сложная и вызывающая «тревожную амбивалентность». В частной практике маргинальность сохраняется, поскольку психолог самостоятельно регулирует отношения с клиентом, встречаясь с разнообразными, часто непредсказуемыми ожиданиями различных социальных групп и организаций. Организовать устойчивую профессиональную деятельность и позволяет процесс супервизии.
Рабочий контракт на супервизию различается:
- дидактический тренинг навыков консультирования с супевизором-тренером;
- консультирование по проблемам клиента с супервизором-консультантом;
- совершенствование в ведении целостного процесса, обучение на моделях с супервизором-наставником;
- профессиональное обсуждение деятельности с супервизором-коллегой;
- построение организационных, правовых рамок деятельности, в том числе и «культурных» особенностей с супервизором-руководителем.
Супервизия на разных этапах профессионализации решает задачи по достижению автономной коллегиальности.
Автономная коллегиальность опирается на устойчивую профессиональную идентичность и способность устанавливать продуктивные отношения сотрудничества с коллегами. Автономия необходима для уверенной профессиональной деятельности в различных организационных контекстах. Сотрудничество подразумевает способность быть лидером и ведомым, гибкость во взаимодействии.
В нашем центре супервизию можно получить у следующих специалистов:
Боброва Ирина Владимировна - 2500 рублей (1 час).
Оставить комментарий