Работа стыда

123

В большинстве современных культур стыд воспринимается как неотъемлемая часть социальной адаптации и используется в процессе воспитания детей для регуляции их поведения. В данном случае, реализация механизма стыда создает некоторую иллюзию уверенности в том, что поведение ребенка останется в пределах нравственных и моральных норм семьи и общества не только в период взросления, но и в течении зрелой жизни.

Стыд переживается как ощущение собственной бесполезности, ненужности и изолированности от других. Как будто я, такой какой я есть, не имею права существовать. Естественной телесной реакцией на эти ощущения является желание убежать, спрятаться или исчезнуть. При этом, парадоксальным образом, чувство стыда является самовоспроизводящимся – мне может быть стыдно за то, что я сейчас стыжусь.

Все вышеперечисленные утверждения о стыде являются, в общем и целом, достаточно известными и вызывают малоприятные ощущения при прочтении. При этом есть еще одна сторона этого механизма, которая с усилием, но все же читается между строк. И заключается она в том, что стыд может являться очень хорошим маркером аутентичности, уязвимости и близости. Попробуем разобраться как это происходит в каждом случае более детально.

Начнем с аутентичности, или, говоря более простым языком, способности быть самим собой в чувствах и проявлениях. Применительно к этой способности стыд появляется в результате несоответствия между моими представлениями о себе и моими действиями (словами, чувствами, проявлениями) в конкретной жизненной ситуации. Как будто тот, кто сейчас все это делает, это не я, или не совсем я. В проживании подобного стыда на первый план выходят способность принимать себя и доверие самому себе и собственным переживаниям. В процессе этого проживания могут проясниться две вещи – я либо не искренен в данный момент и на самом деле думаю или чувствую нечто совсем другое, либо я, сам того не заметя, изменился, но при этом продолжаю контактировать с другими людьми или ситуацией привычным для себя способом. Хотя с чувствами есть некоторый нюанс – не всегда это вопрос искренности. Иногда истинные чувства бывают просто недоступны в силу их непереносимости, и тогда проживание стыда есть способ к ним прикоснуться. Результатом работы (проживания) стыда в случае аутентичности является признание себя настоящего и тех жизненных обстоятельств, в которых я сейчас нахожусь и, как следствие, обращение к собственной чувствительности и принятие ответственности за мою собственную жизнь.

В современном мире уязвимость и несовершенство считаются показателями слабости, которые надо тщательно скрывать и которых принято стесняться. Ведь если о них вдруг станет известно, то кто-то сможет ими воспользоваться в не очень приятных для меня целях. С другой стороны, принятие собственного несовершенства говорит в пользу адекватной самооценки. Уязвимость означает, что в этой жизни для меня есть нечто, обладающее ценностью – во мне самом, в других людях или чем-то еще. За ценностью всегда стоит боль от возможной утраты, а нежелание или неготовность переживать эту боль и есть уязвимость. Стыд здесь появляется в тот момент, когда обо всем этом становиться известно другим людям. В случае собственного несовершенства работа стыда заключается в принятии этого несовершенства и формировании внутренней опоры на адекватный (на данный момент времени) образ себя и в некоторой степени похожа на достижение аутентичности. В случае уязвимости дело обстоит несколько иначе. Через проживание стыда здесь возможно признание собственной уязвимости и как следствие ценности кого-то или чего-то для меня. И если мы говорим о ком-то, то есть другом человеке, то появляется очень хороший переход к последнему случаю – работе стыда в близости.

Для близости характерна более легкая форма стыда, называемая смущением. Его самое существенное отличие от стыда заключается в том, что ощущая смущение, я готов оставаться вместе с другим человеком. Смущение не побуждает меня бежать или прятаться. В близости я как будто даю другому человеку возможность воспользоваться правом стать ценным и важным для меня. И тем самым я признаю собственную уязвимость и возможность быть задетым. Смущение (стыд) возникает в том случае, если я остаюсь в этой уязвимости одиноким, когда другой (другая) не показывает или не говорит мне в ответ о своей уязвимости. И тогда работа стыда заключается в совместном предъявлении и проживании уязвимости друг другом, признании ценности и важности и дальнейшем движении в близость.

Автор: Мануковский Антон, гештальт-терапевт

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение