Психотерапия как политический акт. Часть 2
Если моя поэзия имеет цель чего-то достигнуть – это освобождение людей от ограниченных способов, которыми они видят и чувствуют.
Джим Дуглас Моррисон
Активная позиция делает человека заметным. При этом совершенно неважно по какому эта позиция поводу. Смысл в ее наличии и способности предъявлять. Активность в предъявлении собственной позиции может быть заблокирована по совершенно разным причинам и не цель этой статьи их искать. Чем чаще предъявление собственной позиции оказывается заблокированным, тем сложнее становится предъявление в следующий раз. Постепенно пропадает отношение к важным вещам, теряется способность формировать и удерживать фигуру, теряется ясность позиции, истончаясь под напором стыда или страха оказаться увиденным, заметным и, как следствие, уязвимым. Так проще – можно не выделяться, и быть приятным во всех отношениях человеком. Можно подстраиваться и адаптироваться, что само по себе неплохо. Проще договариваться – если у меня нет ясной позиции, которую я готов предъявить, – можно легко согласиться с чужой. Можно даже ничего не выбирать, что тоже значительно облегчает жизнь. Трудность выбора как таковая перестает существовать. Способность думать и действовать независимо перестает быть ценностью, опирающейся на использование своих собственных проницательности и воли.
Психотерапия возвращает уязвимости значение жизни как таковой и способности быть настоящим, в противовес тщательно и длительно культивируемому значению слабости. Уязвимости как способности чувствовать боль, испытывать привязанность, быть открытым и сопереживать, показывать нуждаемость и проживать моменты жизни. В уязвимости есть еще один аспект – она (как и смерть) делает нас равными. Мы все равны в собственной уязвимости и это может быть основой для признания другого человека, открытости и честности. Психотерапия делает уязвимость ценностью, важным ресурсом, который может быть использован в коммуникации между людьми как основа легальных и равных отношений.
В основу любой национальной идеи положена идентификация. Идентификация с этносом, историей, политическим или социальным устройством. Здесь идентификация выступает механизмом слияния, обеспечивающим простую и надежную поддержку. Именно в таком контексте идентификация становится ценностью, возможностью не думать за себя и при этом оставаться в безопасности. В последнее время появилось много статей про инфантильность и ее различные проявления. Конечно, прямой связи с поддержкой идентификации и слияния как ценности здесь нет, но опосредованная точно имеется. Идея слияния с обществом и государством как единственно возможном способе выжить, совершенно точно ведет к инфантилизации каждого отдельного индивида, его готовности воспринимать все идущее извне без предварительной ментальной обработки.
В противоположность идентификации, интеграция является более «взрослым» процессом, позволяющим воспринимать, перерабатывать и ассимилировать (осознанно делать частью собственного опыта) все приходящее из внешней среды или являющееся результатом взаимодействия с другими. Именно она позволяет ориентироваться не на вырванные из контекста и отдельно подаваемые с целью усиления тревоги (побуждающей оставаться в безопасном слиянии) факты, а собирать кусочки, формировать всеобъемлющий взгляд, мыслить и действовать целостно, на основе собственного опыта и чувствительности. Идея интеграции заложена в основу любой эффективной психотерапии, интеграции как основы для формирования картины мира, собственной позиции, жизненного опыта и самоподдержки. Дополнением к интеграции выступает дифференциация, тоже отчасти противоположная идентификации. Дифференциация – способность к различению, опознаванию, осознаванию и принятию разницы. Разницы между мной и другим человеком, основанной на уважении к инаковости и праву на эту инаковость. Все это позволяет выстраивать отношения с другими людьми на основе переживания и проживания различий, а не их усиления путем принадлежности к тому или иному общественному или политическому образованию.
Закончить эту статью я решил цитатой из Лоры Перлз. «Гештальт терапия – это анархический процесс в том смысле, что она не приспосабливается к заданным правилам и нормам. Она не стремиться адаптировать людей к определенной системе, а скорее адаптировать их к их собственному творческому потенциалу». В этом смысле, психотерапия не занимается политикой, но совершенно точно позволяет ее уравновесить.
Автор: Мануковский Антон, гештальт-терапевт
Оставить комментарий