Кризис 1, 2, 3..

123

Кризисы и их прохождение необходимо для гармоничного развития личности. Форма, длительность, интенсивность прохождения этих периодов зависит от индивидуальных особенностей, семейной структуры и социальных условий.
Я хотела бы рассказать о первых 3-х кризисах в жизни ребёнка. Во время таких периодов детки становятся более эмоциональны, плаксивы, капризны, могут проявлять агрессию. Создаётся впечатление, что ребёнок полностью отбился от рук, а родители не имеют, на него, ни какого влияния.
Самый первый кризис в жизни человека начинается с момента рождения. Единственный кризис, начало, которого можно чётко отследить — кризис новорожденности. Малыш из уютных, комфортных условий попадает в новую «агрессивную» среду. Необходимо срочно учиться по новому питаться, дышать, адаптироваться к новым условиям.
Границы любого кризиса не чёткие, определить когда это всё началось и закончилось не возможно. Родители замечают кризис в период его обострения, а это как раз середина. 
Кризис 1 года обусловлен увеличением возможностей ребёнка ( как, впрочем, и многие детские кризисы). Малыш уже сам может манипулировать предметами, начинает ходить, у него появляются новые потребности. Он бурно реагирует на непонимание, что стимулирует появление первой своеобразной речи. Успешное прохождение данного кризиса способствует активному умственному и физическому развитию. 
Где-то с 2х лет начинается психологическое отделение от матери. Малыш начинает чётко обозначать свои желания «Я хочу!», эмоционально реагирует на отказ, становится требователен, капризен. Появляются такие формы поведения, как — истерики, топание ногами и швыряние игрушек. Всё это показывает, что малыш полностью владеет собой и выбирает самые эффективные способы воздействия на родителей, вызывающие самую эмоциональную реакцию у взрослых. Наказывать ребёнка не имеет никакого смысла- это ни плохое поведение, это стадия развития! 
Родителям, важно, не терять самообладание, необходимо спокойствие и последовательность. Все свои требования родители должны подкреплять действиями. Ребёнок такими способами познаёт границы допустимого. Тем более с 2х летним ребёнком уже можно договариваться.
Главным девиз мамы в этот период — » Я рядом как бы ты себя не вёл и в любой ситуации!»  т.к. малышу приходит понимание, что мама отдельна и она, не только его, а так хочется чувствовать маму рядом.
Кризис 3х лет- один из наиболее ярких периодов в жизни ребёнка. Продолжается процесс отделения. Малыш пытается установить новые, более сложные отношения с окружающими, меняется отношение к самому себе и к другим людям. У ребёнка к данному возрасту уже достаточно навыков, что бы какие-то вещи делать самостоятельно, возрастает желание справляться самому «Я сам!»,  тут, правда, возникает некое противоречие между желанием и зависимостью от родителей, что может привести к конфликту. 
В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребёнка определяется не этим желанием, а отношением с другим взрослым человеком. Часто, малыш упрямится  не из-за того, что ему сильно «Это» хочется, а потому, что он «Это» сказал! Хочет, чтобы с его мнением считались. Негативная реакция бывает не на действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Главное — сделать наоборот! Поведение направлено на обесценивание старых правил и определение своих новых возможностей и границ.
Каждый ребёнок уникален и у всех кризисы проходят по разному. Как правило они длятся не долго и в норме проходят всего за несколько месяцев, а периоды стабильности намного продолжительней ( что не может ни радовать :-) )
Автор: Ирина Тарасова, психолог
Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение