Конфликт с подростком. Часть 1

Автор: Л.С. Лысенко

123

Конфликт, описанный еще классиком русской литературы, и на сегодняшний день является сложным и противоречивым. Я, по роду своей деятельности, часто наблюдаю за отношениями пришедших ко мне на прием родителей и подростков, находящихся в фазе конфликта. Их отношения напоминают сражение на поле боя, где каждый из участников находится на разных линиях фронта. Создается впечатление, что помирить двух родных людей, сделать так, чтобы они услышали друг друга, просто невозможно.

Разберемся о том, как психолог может помочь разрешить конфликт, как доказать противоборствующим сторонам, что нет правых и виноватых. Но для начала я хотел бы напомнить об особенностях этого возраста.

Особенности периода

Подросток, пока он еще не перешагнул этот возраст, должен решить четыре задачи:

Осознать кто же он есть на самом деле.
Понять кем являются другие.
Сконструировать гендерную идентичность.
Стать социально независимым.

Подростковый кризис делится на два периода:

младшего подросткового возраста (11-13 лет);
старшего подросткового возраста (14-16 лет).

Эти пики характеризуются гормональными изменениями, агрессивным поведением, перепадами настроения, безразличием. Зачастую дети в 14 лет выглядят на 18, а окружающий их мир воспринимают как 11-летние. В таком случае родители вместе со своим чадом попадают в ловушку. Первые требуют от подростков соответствия физическому возрасту, а у последних нет таких возможностей.

У подростков снижена работоспособность, в школу они ходят скорее для общения, чем для учебы, потому как интерес к получению знаний у них снижается. Поведение ребенка становится противоречивым. Сегодня он раскаивается в содеянном, а через день-два совершает то, в чем недавно раскаивался. Подросток ощущает одиночество, он замыкается в себе. Ему кажется, что никто из окружающих, включая сверстников и родителей, его не понимает. Он не может понять окружающих, не может понять самого себя.

Подростковый период у мальчиков и девочек протекает неодинаково. Мальчикам в этом возрасте свойственно одиночество, они его спокойной переносят, в то время как девочки его переживают очень остро. Испытывая, что они остались одни, девочки погружаются в депрессию.

Одной из особенностей этого периода считается низкая самооценка. По этой причине они становятся особенно чувствительными, ранимыми. Они не до конца приняли себя и изменения, которые происходят внутри, поэтому ожидают со стороны окружающих нападок. Будучи готовыми в любой момент отбить эти нападки, дети порой становятся агрессивными, импульсивными.

Еще одной особенностью является желание испытать новые ощущения. Именно в этот период появляются экстремальные увлечения: парашютный спорт, паркур и другие. Для того, чтобы привлечь внимание противоположного пола, девочки начинают ярко краситься, носить вызывающие наряды. Сенсорная жажда проявляется в желании увидеть, почувствовать что-то новое. Результатом такого поведения является гормональная перестройка, когда чувство страха притупляется, а интерес значительно усиливается.

Читать Часть 2: Что ощущают и видят родители подростков

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение