Детские страхи. Часть 1.
Если грамотно и с пониманием относиться к детским страхам и знать их причины, то с возрастом они исчезают бесследно. Если же страхи длительно продолжаются, имеют острый характер, то это говорит о трудностях и неблагополучии ребёнка, о скрытых и явных конфликтах в семье и о проблемах и сложностях самих родителей.
Понятие страха
Страх в норме – эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Страх основан на инстинкте самосохранения. Обычно он сопровождается физиологическими изменениями организма: увеличивается пульс и показатели артериального давления, учащается дыхание. Страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности.
Понимание опасности формируется в процессе жизни и общения с другими людьми. Иногда некоторые безразличные для ребенка раздражители становятся угрожающими. Тогда говорят о травмирующем опыте (сильный испуг, конфликты, болезненные неудачи и поражения, болезни).
Достаточно часто у детей встречаются так называемые внушенные страхи. Причина и их источник – взрослые, окружающие ребёнка: родители, родственники, педагоги. Они заражают ребёнка страхом (часто это происходит непроизвольно), указывая на наличие серьезной опасности. «Осторожно – собака укусит», «Не подходи — обожжешься», «Не поднимайся так высоко — упадешь» и т. д. Дети воспринимают только вторую часть этих фраз. Ребёнок улавливает сигнал тревоги и начинает бояться. Даже больше, чем нужно, по мнению взрослых. Так что если запугивать без действительной необходимости, на всякий случай, малыш теряет свою спонтанность и уверенность в себе. И после этого страхи начинают усиленно размножаться, а ребенок становится скованным, напряженным и чересчур осторожным.
К внушенным страхам также можно отнести страхи, которые возникают у тревожных и беспокойных родителей. Особенно, если они слишком опекают своего дочку или сына. Тогда ребёнок чувствует себя маленьким и слабым. А мир кажется большим и враждебным. Иначе с чего его так оберегают родители? А так как мира такой ребенок не знает (родители не дают возможности с ним познакомиться по настоящему), то возникают фантазии. Неизвестность всегда вдвойне страшнее.
Все это говорит о том, что страх носит условно-рефлекторный характер, те есть возникает при определённых условиях. Если ребёнок пугается при внезапном шуме, это указывает на то, что у него был похожий опыт, который оставил неприятный след.
Когда говорят о страхе, часто также используют термины: тревога, испуг, ужас. Тревога – беспокойство, предчувствие опасности, ощущение неопределённости, ожидание негативных событий. Испуг – это рефлекторная реакция на опасность: вздрагивание, расширение зрачков, застывание тела, замирание. Ужас – это апофеоз страха. Отличительной чертой ужаса является оцепенение, дрожь, отсутствие активной реакции по устранению источника страха.
Оставить комментарий