Коммуникативные ловушки
Человеческая коммуникация – это многогранный процесс, в основе которого находится сообщение и вложенное отправителем определенное содержание. В процессе коммуникации возникает множество коллизий в достижении взаимопонимания между источником сообщения и его адресатом, поскольку в каналах информации имеются не только так называемые помехи и шумы, но и сильное влияние воздействующих факторов – отношений людей друг с другом.
Любое общение всегда происходит в некотором контексте: физическом, социальном, историческом, психологическом и культурном окружении.
Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.
Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками.
Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.
Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.
Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени.
Как правило, сообщение вызывает некоторую реакцию на него, так называемую обратную связь. Она указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе — межличностном, происходящем в маленькой группе, при публичном выступлении — мы пытаемся вызвать максимально возможную в данной ситуации обратную связь.
Некоторые положения теории коммуникации
1. Все поведенческие проявления людей могут рассматриваться как коммуникация.
2. Все коммуникационные взаимообмены или симметричны, или комплементарны в зависимости от того, основаны они на сходстве или на различии.
3. Коммуникационный процесс порождает различные реальности для участвующих в нем сторон. Различие этих реальностей порождается различной значимостью и последовательностью событий в процессе коммуникации.
4. Каждое сообщение участника коммуникации может быть рассмотрено как имеющее передающий и командный аспекты.
5. В общении людей могут возникать парадоксальные способы взаимодействия. Они являются следствием возникающей, в силу особых причин, неразрешимости противоречия на коммуникационном и метакоммуникационном уровне.
Различают следующие типы парадоксов в коммуникации:
- логический;
- семантический (парадоксальное определение);
- прагматический (двойное послание или двойная ловушка).
Для формирования двойного послания (ловушки) необходимо соблюдение ряда условий:
1. Субъект, получающий двойное послание, воспринимает противоречивые указания или эмоциональные послания на различных уровнях коммуникации.
2. Невозможность метакоммуникации (обсуждения коммуникации, разговор о разговоре). Например, дифференцирование двух посланий или определение коммуникации как не поддающейся разумению.
3. Субъект не способен прекратить общение.
4. Неспособность выполнить противоречивые директивы наказывается.
Возможные варианты выхода из коммуникационной ловушки (способы эффективной коммуникации):
1. Озвучить то, что происходит (метакоммуникация).
2. Озвучить свои чувства (сообщение о переживаемом).
3. Озвучить скрытые желания, нужды, ценности и важные вещи. Обычно то, что мы желали, чтобы случилось или боялись, что не произойдет.
4. При необходимости попросить о помощи (например, психолога).
Автор: Мануковский Антон, гештальт-терапевт
Оставить комментарий