Детские страхи. Часть 2.

Автор: В.В. Кононыхина

123

Читать Часть 1

Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека.

Виды страхов

Условно можно разделить страхи на ситуационный и личностный. Ситуационный страх появляется в необычной, крайне опасной обстановке, такой как стихийное бедствие или нападение. Личностно обусловленный страх зависит от характера ребёнка и может появляться в новой обстановке и в контактах с незнакомыми людьми.

Ситуационно и личностно обусловленные страхи могут сочетаться между собой. Это зависит от опыта межличностных отношений ребёнка.

Также можно разделить страхи на реальный и воображаемый, острый и хронический. Причем, реальный и острый предопределяются ситуацией, а воображаемый и хронический – особенностями личности.

Важно также различать обычный естественный и патологические уровни страха. Обычный страх занимает короткий промежуток времени, является обратимым и не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека. Также он не влияет на характер, поведение и на отношения с окружающими людьми. Патологический же страх проявляется в крайне драматических формах выражений, таких, как потрясение, ужас, эмоциональный шок. Он имеет затяжное, трудно обратимое течение и характеризуется полным отсутствием контроля со стороны сознания. Патологический страх неблагоприятно влияет на характер, на межличностные отношения и на приспособление ребёнка к окружающей действительности.

Возрастные особенности страхов

Рефлекторные реакции типа беспокойства (в ответ на громкие звуки или потерю равновесия) наблюдаются у новорожденных с первых дней жизни. Но говорить о «настоящем» страхе у детей можно только после 6 месяцев, так как он требует определенного развития, включая способность к прогнозированию уже однажды испытанной опасности.

Вначале ребенок боится остаться один (6-7 мес.), затем возникает страх посторонних людей (8 мес.). Считается, что это уже проявление собственно страха в ответ на конкретную угрозу извне. Этот страх постепенно уменьшается на втором году жизни, трансформируясь в последующем в страхи сказочных образов типа Бабы Яги, Кощея и пр. В это время продолжает оставаться актуальным страх одиночества, врачей (и уколов), неожиданных резких звуков.

Начиная со второго года жизни, постепенно растет, становясь у детей значительным страх наказания со стороны родителей, который обусловлен возросшей активностью детей и запретами со стороны взрослых. В это же время появляется страх животных. В возрасте 3-х лет достигают своего максимума страхи темноты, замкнутого и открытого пространства, воды, врачей. Для возраста 3-4 лет характерна триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Проявлением этого синдрома является специфическое поведение ребенка: он не может оставаться один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник), и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта.

В старшем дошкольном возрасте центральное место занимает страх смерти, максимально выраженный у мальчиков в 7 лет и девочек в 6 лет. В этом же возрасте достигают своего пика страхи животных и сказочных персонажей. В связи с поступлением в школу меняется и характер страхов детей — на первое место выходят страх опоздания (в более широком смысле — это боязнь заслужить порицание за нарушение социальных норм) и страх смерти родителей. В подростковом возрасте ведущими являются страхи войны, смерти родителей, своей смерти, нападения и пожара. Обобщая эти данные, можно отметить преобладание в дошкольном возрасте страхов, исходящих из инстинкта самосохранения, в то время как в подростковом возрасте нарастает удельный вес социальных страхов. У подростков также появляются страхи нападения и пожара, у мальчиков к тому же, страхи заболеть, у девочек – стихии и замкнутого пространства.

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение