«Адаптация ребенка к средней школе»

Автор: В.В. Кононыхина

123

Что же понимается под адаптацией? Приспособление к новым условиям обучения. Раньше ваш ребенок обучался в начальной школе, которая отличается от средней. Начальная школа – это, прежде всего, другие требования, это в основном один учитель (по основным предметам). Сейчас же у детей новая обстановка, новый классный коллектив, новые учителя, новые правила обучения. Эти изменения могут стать для ребенка серьезным стрессом.

И данный период может сопровождаться для ребенка появлением разного рода трудностей.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка, и в среднем занимает от одного месяца до полугода. В редких случаях, и этого времени ребенку не хватает. Тогда требуется помощь психолога, учителей и родителей.

Выделяют три уровня адаптации детей к средней школе:

Высокий уровень — ребенок положительно относится к школе; предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; полно овладевает программой, прилежен; внимательно слушает указания учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняет охотно; занимает благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень — ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень — ребенок относится к школе отрицательно или безразлично; жалуется на нездоровье; преобладает плохое настроение; нарушает дисциплину; учебный материал усваивает фрагментарно; к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; требует контроля и помощи; нуждается в паузах, пассивен; близких друзей в классе не имеет.

Вы сами можете проанализировать, исходя из этой классификации как ваш ребенок адаптируется к средней школе.

Какие основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок?

1. Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации к новым учителям. Большее количество предметов, много новых требований от новых педагогов могут поставить ребенка в замешательство.

2. Новый коллектив. Часто приходят дети группами из других классов, но не всегда. Нужно освоиться наладить отношения со сверстниками.

3. Надо так же вспомнить, что пятиклассники уже вступают в подростковый возраст (от 10-11 до 14-15 лет), который часто называют трудным и кризисным. И возрастные особенности так же могут стать помехой для быстрой и успешной адаптации к новым условиям обучения в средней школе. Трудности подросткового возраста часто связывают с половым созреванием. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков могут возникать чувство тревоги, повышенная возбудимость, депрессия. Происходит отделение от родителей и уход в мир сверстников, освоение социального пространства – пространства человеческих отношений. Ведущей деятельностью становиться общение со сверстниками, а учеба часто уходит на второй план.

Только при вашей помощи дети смогут преодолеть трудности адаптации. Чуткость и внимательность к миру ребенка, заинтересованность в его жизни очень важны в данный период. Я говорю не о гиперопеке, когда нужно контролировать каждый шаг ребенка, а именно внимательности. И здесь речь идет не только об обучении (оценках, знаниях), а в большей степени об эмоциональном мире ребенка. Иногда ребенок может достаточно успешно учиться, но не у него нет друзей в классе, он не может наладить контакт со сверстниками. Ваша поддержка в этот момент, окажется просто незаменима. И даже просто теплый душевный разговор с близким человеком может сделать очень многое.

Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления дезадаптации может принести только единая система взаимодействия родителей и специалистов школы.

И важно находится в контакте с куратором, учителями. Совместно помочь преодолеть ребенку сложный период: освоиться в коллективе, в новом месте, к новым условиям обучения, чтобы успешно учиться и развиваться.

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение