Тот самый (не)важный опыт

123

Высокий темп жизни – данность современного общества. События, места и люди сменяют друг друга с удивительной скоростью. Важно все успеть и ничего не упустить. Этот яркий и захватывающий калейдоскоп создает иллюзию полноты и хорошего качества жизни.

В связи с этим, я вот о чем хочу поразмышлять. Все, что происходит с человеком в жизни, остается с ним в виде некоторой не очень понятной конструкции, называемой опыт. Но этот опыт не появляется просто так и тем более не становится частью внутреннего мира человека без определенных усилий. К тому же опыт этот бывает разный и в результаты его присвоения – тоже разные.

В общем и целом весь опыт можно разделить на три большие категории:

- опыт, в результате которого я что-то узнаю про себя, и который каким-то образом меняет мои представления о себе, мой внутренний образ себя или мою идентичность;

- опыт, определяющий мои представления о других людях и способах взаимодействия с ними;

- опыт, дополняющий мою внутреннюю картину окружающего мира.

Вся загвоздка в том, что изменения, инициируемые новым опытом, не всегда приятны и легки. Мне ведь уже так привычно и просто с моими понятными и уже устоявшимися представлениями о себе, других людях и окружающем мире. Да, что-то такое со мной произошло, но ведь это совсем не повод меняться. К тому же это еще и времени требует, а подчас достаточно много. И тогда возникает большой соблазн сделать вид, что и не было ничего такого и с головой погрузиться в круговорот дальнейших событий. Так сказать, снова ощущать вкус жизни.

Если речь идет о некоторых целенаправленных действиях (например, достижении чего-то важного в работе или учебе), то все действия по присвоению опыта зачастую сводятся к простой оценке результатов на уровне получилось или нет. Как максимум – анализ причин, по которым не получилось. Причин, желательно не связанных с моими собственными действиями, а с кем-то другим или обстоятельствами.

Способы, которыми можно избежать присвоения (ассимиляции) опыта, у каждого свои и зависят они от индивидуальных особенностей человека. Вот только некоторые из них:

- обесценивание самого опыта. Когда то, что произошло, не настолько ценно чтобы уделять этому внимание. При обесценивании невозможно признать результаты сделанного самим собой;

- обесценивание способа действия. В этом случае невозможно присвоить то, каким образом это было совершено (сделано). Как-то так все само собой вышло без моих собственных усилий;

- обесценивание изменений. Можно отказаться от своих собственных изменений, которые произошли в результате поступка, события или действия;

- поиск смысла. В данном случае поиск смысла заменяет чувство удовлетворения или неудовлетворения. Если в результате чего-то ищется смысл, значит точно есть неудовлетворение. И вместо того чтобы это признать и сделать частью своего опыта, все усилия направляются на поиски некоторого смысла произошедшего;

- забывание очевидно значимых переживаний. Как возможность не признать ответственность за собственные действия и ощущения;

- невозможность отпустить выбор. Когда место размышлений о произошедшем и вариантах дальнейших действий занимают сомнения в правильности сделанного выбора и фантазии о том как все могло сложиться при другом раскладе;

- размышления об упущенных возможностях. Детально и подробно рассматриваются всевозможные приятные и не очень возможности, которые можно было бы использовать;

- вышучивание и самовышучивание (ирония). Используется как подкрепление обесценивания.

Я уверен, что это далеко не полный список возможных способов избежать ассимиляции опыта. И какого-то конкретного и действенного рецепта для того чтобы вот так взять и перестать обесценивать свой собственный опыт, как мне кажется, не существует. Кроме самого простого – делать паузы. В работе, в общении, в собственной жизни. Паузы на то чтобы встретиться с собой и моим опытом. Познакомить себя со своим собственным опытом. Попробовать признать его важность и то, что он имеет право изменять меня. Внимание, самая большая тайна, – именно для этого он и нужен! Не только для того, чтобы можно было сказать – а у меня был такой опыт. Но и для того, чтобы была возможность опереться на него в формировании чувства «кто и какой я есть в этой жизни». И иметь возможность погордиться этим.

Автор: Мануковский Антон, гештальт-терапевт

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение