Психологические особенности подросткового возраста

Автор: В.В. Кононыхина

123

Точные границы подросткового возраста сложно очертить, так как они зависят от индивидуальных психологических и физиологических особенностей каждого ребенка. Хронологически это период от 10-12 до 14-15 лет – граница между детством и юностью.

На данном возрастном этапе начинаются резкие изменения. Тело, мироощущение и настроение меняются быстро и непредсказуемо. Каждое утро вы встречаетесь уже с другим человеком. Совсем непохожим на того, кому желали спокойной ночи.

Физиологические особенности:

- У подростка наблюдается бурный рост организма: увеличивается рост и масса тела. Появляется нескладность и угловатость. Могут быть расстройства в координации движений, отсюда неуклюжесть и неловкость.

- Внутренние органы также меняются. Может возникать несоответствие в развитии сердца и сосудов. Как следствие – головные боли и утомляемость.

- Активируется деятельность щитовидной железы, изменяется деятельность нервной системы. Подросток становится возбужденным, раздражительным и вспыльчивым.

- Начинается половое созревание. Обычно у девочек раньше, чем у мальчиков.

Ребенку сложно приспосабливаться к своему телу. У него присутствует высокий уровень тревожности, озабоченности и неудовлетворённости собственной внешностью. Это может сказываться на настроении и поведении.

Психологические особенности:

1. Промежуточная позиция подростка доставляет ему массу хлопот. Он с одной стороны – уже не ребенок, а с другой – еще не взрослый. Противоречие этого возраста в том, что ребенок стремится получить статус взрослого (самому все решать), но при этом хочет избежать той ответственности, которая прилагается к этому (отвечать за свои поступки и решения).

2. Учебная деятельность отступает на второй план. Ведущей потребностью становится общение со сверстниками. Подросток ищет свое место среди них. Там он усваивает основные нормы человеческих отношений. При отсутствии друзей ребенок погружается в негативные переживания, становится подавленным и страдает от одиночества.

3. На данном этапе начинается отделение от родителей и вступление в мир сверстников. Родительские оценки и жизненные ценности подвергаются сомнению. Подростки хотят получить свой уникальный опыт и сделать свои ошибки. И это их право. Это совсем не значит, что помощь и поддержка родителей им не нужна.

Для родителей важно быть рядом, чтобы услышать и понять. Вызывающее поведение, или наоборот непроницаемо-равнодушное лицо – это всего лишь временный панцирь, за которым подросток прячет свою ранимость и чувствительность. Внимание, корректность, любовь, разумные рамки и границы поддерживают этого взрослого ребенка. Они сильно нужны ему. Но признаться в этом сложно, а иногда практически невозможно.

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение