Психологическая работа с детьми

Автор: В.В. Кононыхина

123

Работа с детьми отличается от работы с взрослыми. «Просто разговоры» не понятны ребенку. Нравоучения, нотации и объяснения часто не помогают в проблемных ситуациях. Психологические занятия для ребенка должны быть понятными, интересными и безопасными. Арт-методы, песочная терапия, игры — вот основные средства работы с детьми.

Арт-методы — это использование спонтанных, творческих действий для выражения мыслей и чувств, безопасный и приятный способ взаимодействия для ребенка. Это и живопись (рисунки карандашами, фломастерами, красками), и лепка из пластилина, теста или глины, и аппликации, и сочинение сказок, и танцы, и пение, и… Фантазии и вариации зависят от конкретного ребенка и настроения в данный момент. С помощью игротерапии происходит проживание трудных жизненных ситуаций, улучшается внимание, активируется память, становится ярче воображение.

С помощью всех этих методов происходит множество процессов: установление контакта, сбор информации, проживание и выражение эмоций, решение проблемных ситуаций.

Но любая работа с ребенком начинается с беседы с родителями (или официальным опекуном). Контракт (устный) на психологическую работу составляется именно с ними. Бабушки, дедушки и другие родственники не имеют юридического права распоряжаться ребёнком и составлять договор. А специалист не может без него проводить занятия. С родителями оговариваются условия работы (место, время, длительность) и запрос (что хотят получить взрослые в результате). Психолог расспрашивает маму ( и/или папу) о проблеме, индивидуальных особенностях сына или дочки, истории семьи в целом. Эта информация необходима специалисту для продуктивной деятельности. Психолог обязуется сохранять её в тайне (правило конфиденциальности). Без получения полной картины о семье и детях психологические занятия могут не принести должных результатов, а иногда утаивание информации может навредить процессу работы и самому ребёнку. Например, наличие у малыша каких-либо врачебных диагнозов является принципиально значимой информацией для детского психолога! Иначе работа проходит «в слепую» и может повредить вашему чаду. Важно разделение ответственности между специалистом и родителем. Психолог не является магом и волшебником, а помогает решить проблемы у заинтересованных для этого людей.

Часто в трудностях и сложностях ребенка задействовано ближайшее окружение: родители, родственники, педагоги. Чем младше дитя, тем меньше у него своих проблем. Конструктивнее всего обращаться за помощью с малышом, начиная с 3-4 лет. До этого возраста при видимых детских сложностях на прием к психологу стоит идти самим родителям.

На занятиях с детьми 3-5 лет обычно присутствует мама или папа. С 6 лет обычно занятия проходят без участия родителей.

Сколько потребуется встреч в самом начале сказать трудно. Всё зависит от конкретного случая, индивидуальных особенностей маленького человечка и глубины проблематики обращения. Но формат работы, как правило, такой: беседа с родителем (-ями) – 3-4 встречи с ребёнком – встреча с родителем (-ями)… Количество таких «блоков» оговаривается с взрослыми. Частота встреч обычно 1 раз в неделю. Важно сказать, что первые 3-4 занятия нужны для установления контакта, сбора информации, оценки ситуации и планирования дальнейшей стратегии работы.

Для получения конструктивного результата и положительной динамики у ребёнка необходимы слаженные совместные действия родителей и детского психолога.

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение