Правила общения с подростками (Инструкция по применению)

123

Часто к психологу обращаются родители подростков. Оказывается, что многие взрослые не видят разницы между детьми и подростками. Продолжая придерживаться прежней тактики воспитания детей, родители недоумевают, почему же вдруг перестало получаться, и появились сложности с их любимым отпрыском.

А просто рядом уже не малыш, а подросток, т.е. совсем другая, особенная, личность.

Поэтому мне бы хотелось обратить внимание родителей на правила общения с подростками.

- Постоянно демонстрируйте уважение к вашему ребенку. То, насколько вы доверяете друг другу и как разговариваете в период взросления, определит ваши взаимоотношения в будущем.

- Говорите о себе только от первого лица. Вы можете, например, сказать: «Мне не нравится беспорядок в этой комнате!» или: «Я так злюсь, что мне трудно разговаривать!»

- Не используйте обобщений. Даже справедливые упреки, высказанные в форме обобщений, лишают вашего ребенка уверенности в себе. Как он может стремиться оправдать ваши надежды, если вы говорите, что он «все всегда делает плохо»? Старайтесь говорить конкретно: «Ты забыл убрать постель!»

- Всегда говорите о конкретных происшествиях и обсуждайте отдельные ситуации: «Мы же договорились, что ты можешь играть в компьютер только после того, как сделаешь уроки!»

- Можно выражать свое недовольство действиями ребенка, но не ребенком в целом.

- Ваш ребенок имеет право на выражение своего мнения, так же как и вы.

- Если вы раздражены, лучше отложить разговор и обсудить его еще раз чуть позже. Держите себя в руках. Раздражение всегда влечет за собой период охлаждения между вами и вашим ребенком.

- Не пугайтесь каждой вспышки раздражения у вашего ребенка или слишком критических ситуаций. И не уставайте прощать ваших детей.

- Не пытайтесь насильно вовлечь ребенка в серьезный разговор. Для этого лучше просто дождаться подходящего момента, например, в машине, по дороге куда-либо, во время вечернего чая и т.д.

- Не упускайте появившуюся возможность, ссылаясь, что у вас нет времени. Вы можете потерять шанс поговорить друг с другом и в будущем.

- В спорных вопросах вам необходимо иметь собственную точку зрения и настаивать на ней. Ребенок действительно нуждается в ваших советах. Но не удивляйтесь, если он станет возражать. Ребенок должен научиться находить свою собственную дорогу и познавать себя.

- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, были на то причины. Часто слышим: «На маму нельзя злиться!» Да почему же нельзя?! Чувства возникают у людей неосознанно. У каждого человека есть право на собственные чувства.

- Принимайте чувства вашего ребенка всерьез и показывайте, что вы их заметили: «Ты какой-то грустный. Что-то произошло?» «Я вижу, что это выводит тебя из себя».

- Говорите комплименты как можно чаще. Для хороших взаимоотношений на 1 критическое замечание должно приходиться не менее 7 положительных комментариев.

-Избегайте иронии в ваших комментариях. Для ребенка подобное сочетание юмора и злости очень болезненно.

- Подросткам очень важно осознавать, что вы их любите. Поэтому, постоянно демонстрируйте свою любовь. Словами, взглядами, поступками, телесными контактами. Для выживания любого человека необходимо ежедневно минимум 8 объятий. Не бойтесь «телячьих нежностей»!

- Старайтесь вместе получать удовольствие от приятных моментов. Шутите и смейтесь, разговаривайте о жизни, отдыхайте на природе, наслаждайтесь походами в кино, театр, музеи, на концерты…

- В подростковый период может снизиться успеваемость в школе. Ребенок особенно в вас нуждается. Поэтому, если подросток испытывает сложности с учебой, вам нужно поддержать его.

- Соблюдайте границы! Многие родители не считают нужным стучаться в комнату ребенка, а часто даже запрещают закрывать дверь. Это недопустимо!

В заключение хочу привести фразы, которые мы часто слышали от своих родителей и учителей и, к сожалению, продолжаем их использовать сами. Их не следует употреблять, т.к. они оказывают отрицательное воздействие на ваши взаимоотношения с детьми.

- Ты ужасная неряха. С тобой невозможно общаться!

- Сколько раз мне это повторять?!

- Что с тобой?

- Ты когда-нибудь сделаешь все, как нужно?

- Какой ты неуклюжий?

- Ох уж эти девочки! (мальчики)

- Дай-ка я сама это сделаю – у тебя ничего не получается!

- Если ты будешь так делать дальше, то…

- Только посмотри, какой хаос ты устроил!

- Боже мой! Что это ты на себя надела?

- Только посмотри, сколько ошибок ты сделал!

Автор: Вера Смирнова, гештальт-терапевт

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение