It’s time to kill или немного о сравнениях

123

«- Вообще трудно считаться, кому тяжелей. Это ещё трудней, чем соревноваться успехами. Свои беды каждому досадней. Я, например, мог бы заключить, что прожил на редкость неудачную жизнь. Но откуда я знаю: может быть, вам было ещё круче? Как я могу утверждать со стороны?

- И не утверждайте, а то ошибётесь. — Шулубин повернул-таки голову и вблизи посмотрел на Олега слишком выразительными круглыми глазами с кровоизлияниями по белку. – Самая тяжёлая жизнь совсем не у тех, кто тонет в море, роется в земле или ищет воду в пустынях. Самая тяжёлая жизнь у того, кто каждый день, выходя из дому, бьётся головой о притолоку – слишком низкая…»

Александр Солженицын «Раковый корпус»

Большую часть из того, что происходит с нами в жизни, и является неотъемлемой ее частью, очень сложно, практически невозможно, оценивать с использованием абсолютных понятий. Как например оценить любовь, близость, дружбу, отношения и многое-многое другое? Для этого, с самого раннего детства, формируется и, зачастую, сознательно выращивается механизм сравнений. И на ранних этапах развития этот механизм действительно необходим, так как служит основой для познания и понимания мира, формирования своего отношения к нему и построения образа себя. Для ребенка сравнение является одним из главных механизмов для всех этих важных личностных процессов. Последовательно и планомерно мы сравниваем себя с родителями, братьями и сестрами, сверстниками, другими людьми. В какой-то момент из важного познавательного механизма сравнение превращается в убийственную привычку. И шутка про то, что вопрос «Как дела?» всегда подразумевает «…по сравнению с другими», становится повседневной реальностью. Путем процедуры сравнения подсознательно устанавливаются так называемые стандарты удовлетворения, которые в последующем будут являться отправной точкой для последующих сравнений.

Когда люди оценивают происходящее с ними и свой опыт, они производят одно или более из следующих сравнений:

- Сравнение опыта с тем, чего они ожидали или на что надеялись. В результате этого сравнения устанавливается стандарт удовлетворения для оценки расхождения между тем, что человек имеет, и тем, что он хочет.

- Сравнение опыта с другим опытом, пережитым в прошлом. В результате этого сравнения устанавливается стандарт удовлетворения для оценки расхождения между тем, что человек имеет, и самым лучшим из того, что он имел в прошлом

- Сравнение опыта с опытом других людей. В результате этого сравнения устанавливается стандарт удовлетворения для оценки расхождения между тем, что человек имеет, и тем, что, по его мнению, имеют другие.

По мере того как условия жизни улучшаются, повышаются и стандарты сравнения. То, что некогда было вполне приемлемым, больше не кажется достаточно хорошими. Еще одним прямым следствием повышения стандартов сравнения является рост соответствующих ожиданий и стремлений.

Весь парадокс заключается в том, что каждое из таких сравнений делает оценку опыта относительной, что может понижать или повышать его реальное качество. Тем самым делая и сравнение, и саму оценку, абсолютно бессмысленными, но приносящими много разного рода переживаний, приятных и не очень. За размышлениями о том, что борщ сегодня не такой вкусный как на прошлой неделе и поцеловал он меня сегодня как-то походя, совсем не так, как вчера теряется самое главное – истинные переживания по каждому из этих поводов. Доступ к переживаниям, а через них к истинным желаниям и потребностям, оказывается заблокированным. И тогда важными становятся не сами борщ и поцелуй, а то, чтобы они оказались не хуже, чем в прошлый раз. Или даже чуть-чуть лучше. Тогда будет совсем хорошо. В этом смысле сравнивать гораздо проще, чем обращаться к своим истинным переживаниям, – это еще один довод в пользу того, чтобы оценивать и сравнивать, вместо того, чтобы проживать.

При такой силе, которой обладают механизмы сравнения и оценки, противостоять им очень сложно. А с учетом того, что они все же обладают и некоторой полезностью, о которой мы говорили в самом начале, совсем отказываться от них не стоит, да это и невозможно. Очень неплохим выходом в этой ситуации является переход от оценки и сравнения к различению. Своего рода безоценочной идентификации происходящих событий. Это требует определенных усилий, обращения к собственным переживаниям, способности выдерживать напряжение, связанное с некоторой неопределенностью, связанной с процессом различения. Здесь главным оказывается проживание, способность оставаться в контакте с другим человеком или ситуацией и готовность оставаться в этом контакте столько, сколько потребуется для различения. И тогда результат этого различения становится хорошим подспорьем для понимания своих истинных желаний и потребностей, которые можно превратить в опыт без необходимости последующей оценки. Она будет не нужна, потому что это будет то самое. Не так все просто, но попробовать стоит.

Автор: Мануковский Антон, гештальт-терапевт

Читать другие статьи…

Поделиться в соц. сетях

0

Оставить комментарий

Сообщение